Организация закаливания детей дошкольного возраста в летний период
в условиях учреждения дошкольного образования
Оздоровительная работа с детьми в летнее время является составной частью системы лечебно-профилактических и воспитательных мероприятий в учреждении дошкольного образования.
Закаливание – система медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды.
Закаливание- обеспечение оптимального сочетания температуры воздуха и одежды ребенка, максимальное пребывание детей на воздухе, рациональная организация сна, водные процедуры.
Закаливание воспитанников осуществляется в соответствии с утвержденной и в установленном порядке учебной программой дошкольного образования.
Для организации закаливания воспитанники должны быть распределены на две группы с учетом состояния их здоровья.
Закаливание воспитанников в учреждениях дошкольного образования должно проводиться с использованием естественных природных факторов: воздух, вода, рассеянные лучи солнца.
Организация закаливающей среды является главным фактором закаливания детей, что связано с постоянным ее воздействием на организм ребенка, в отличие от кратковременно действующих специальных закаливающих процедур. Основным требованием для проведениЯ закаливания детей является обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка. Бактериальная и химическая чистота воздуха достигается проветриванием помещений. Сквозное проветривание, проводимое в отсутствие детей, создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Одностороннее проветривание в летнее время проводится непрерывно.
При закаливании воспитанников должны соблюдаться следующие принципы:
- Учет состояния здоровья, индивидуальных возрастных особенностей ребенка
- Комплексность использования всех природных факторов и закаливающих процедур;
- Постепенность нарастания интенсивности закаливающих мероприятий;
- Наличие положительных реакций ребенка на проводимые закаливающие процедуры
- Системность закаливания (оно осуществляется круглый год, но виды его и методики меняют в зависимости от сезона и погоды)
Организация специальной закаливающей процедуры – общей воздушной ванны, нахождение воспитанников на улице, в облегченной одежде или в майке и трусах. Продолжительность воздушной ванны в первые дни 1,5 -3 минуты. Ежедневно экспозиция увеличивается на 30-40 секунд, доводя пребывание раздетыми до 15-20 минут.
Организация закаливающего мероприятия – хождение босиком по различным покрытиям ( песок, гравий, трава ит.д.) с целью укрепления свода стопы. Начинать надо закаливание в теплые, солнечные дни с температурой воздуха до 22 С , постоянно увеличивая время с 2-3 минут до 10-12 минут. Хождение по «дорожке здоровья»предусматривает следующий порядок ее элементов: травяной покров, песок, влажный песок, гравий, галька, круглые бревна мостиком, круглые камни, травяной покров. Хождение 2-3 кратное с топтанием по мокрому покрытию (мешковине) от 3 до 10 секунд, Для детей группы ЧДВ - то же, но без влажного песка. Для детей после болезни и ЧДБ рекомендуется хождение по «дорожке здоровья» в колготах и расстегнутой рубашке без топтания на мокром покрытии в течение 2 недель, при температуре воздуха не ниже 20 С .
Организация закаливающего мероприятия - контрастное обливание ног (можно сочетать с мытьем ног после прогулки). Для здоровых детей обливание ног начинают водой с температурой 24-25 С, затем 35-36 С , и опять 24С. Каждые 3-4 дня температуру теплой воды повышают на 1-2 С до 40 С, а холодной соответственно снижают до 16 -18 С. Для ослабленных детей температура воды та же, но другая последовательность: Теплая, холодная, теплая. После процедуры ноги вытирают сухим индивидуальным полотенцем.
Для проведения водных процедур гигиенического мытья ног после прогулки необходимо следующее: скамейка или стулья, деревянные решеточки, емкости с водой, лейки, индивидуальные полотенца для ног.
К местным закаливающим процедурам относятся умывание лица холодной водой, промывание носа, полоскание горла, питьё холодной воды, хождение по воде, игры с водой.
К общим закаливающим процедурам относятся обтирание, обливание всего тела, холодный и контрастный душ, купание в открытых водоёмах, бассейнах - плескательницах. Общие водные процедуры (обливание, обтирание, купание) проводятся не раньше чем через 3-4 минуты после еды).
Участвуют в организации закаливания воспитанников воспитатели, помощники воспитателей, медицинский работник
Ответственность за правильную организацию работы по закаливанию детского организма несут заведующий и медицинский работник (оценивают эффективность воздействия средств физического воспитания на состояние здоровья, осуществляют контроль за организацией закаливания, методикой проведения закаливания, контролируют санитарно-гигиеничесое состояние мест для проведения закаливания, проводят санитарно-просветительскую работу).
Литература:
1.Учебная программа дошкольного образования. – Минск: НИО, 2012
2.Санитарные нормы и правила « Требования для учреждений дошкольного образования», утверждённые постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013№ 8
3.Методические рекомендации «Медико-педагогический контроль за организацией физического воспитания детей дошкольного возраста», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь и согласованы Министерством образования Республики Беларусь от 28.04.2001г. №11-14-2- 2001
Шишкина, В.А., Мащенко М.В, Какая физкультура нужна дошкольнику? Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Шишкина В.А. Мозырь , 200
Памятка по контрастному обливанию ног
детей в летний период
(извлечение из МР РБ №11 - 14-2-2001)
Контрастные обливания ног – хорошее тонизирующее и закаливающее средство. Благодаря смене температурных режимов воды происходит своеобразная «гимнастика» кровеносных сосудов. Холодную воду следует лить на теплые ноги (т.е. после дневного сна), летом можно сочетать с мытьем ног после прогулки. Для здоровых детей обливание ног начинают водой с температурой 24 – 25°С, затем - 35–36°С, и опять 24– 25°С. Каждые 3-4 дня температуру теплой воды повышают на 1-2°С до 40°С, а холодной соответственно снижают до 18°С. Для ослабленных детей температура воды та же, однако схема иная: теплая-холодная-теплая вода. После процедуры ноги вытирают сухим индивидуальным полотенцем.
Памятка
по организации хождения детей босиком
по «дорожке здоровья» летом
(извлечение из МР РБ №11 - 14-2-2001)
Летом необходимо приучать ходить босиком по различным покрытиям (песок, гравий, трава и т.д.). Начинать надо закаливание в теплые, солнечные дни с температурой воздуха +20 – +22°С, постепенно увеличивая время с 2-3 минут до 10- 12 минут. Можно организовать хождение с использованием элементов « дорожки здоровья», предусмотрев следующий порядок ее элементов:
- травяной покров,
- песок,
- влажный песок,
- гравий,
- галька,
- круглые бревна мостиком,
- камни, травяной покров.
Для группы ЧДБ детей – то же, но без влажного песка.
Памятка по закаливанию детей воздухом летом
(извлечение из МР РБ №11 - 14-2-2001)
Общая воздушная ванна
В летнее время общую воздушную ванну дети могут принимать на улице, раздетые до трусов. Продолжительность воздушной ванны в первые дни МР РБ № 11-14-2-2001 64 1,5-3 минуты. Ежедневно экспозиция увеличивается на 30-40 секунд, доводя пребывание детей раздетыми до 15-20 минут.
Контрастная воздушная ванна
Проводится после дневного сна. Путем проветривания устанавливается контрастная температура воздуха в 2-х помещениях групповой: в 1-ом – +14 – +15°С, во 2-м – +20– +25°С. По окончании дневного сна дети в трусах и майках занимаются в течение 10-15 минут двигательной деятельностью, перемещаясь из одной комнаты в другую и подвергаясь тем самым контрастным воздушным воздействиям. Для старших дошкольников разница температур может быть постепенно повышена до 13–15°С. Метод показал хорошую эф фективность. В летние жаркие дни в одной из комнат устраи- вается сквозное проветривание и тогда ребенок, перебегающий из комнаты с более высокой температурой, будет подвергаться воздействию сильного воздушного потока.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКАЛИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
является главным фактором закаливания детей, что связано с постоянным, практически круглосуточным её воздействием на организм ребёнка, в отличие от кратковременно действующих специальных закаливающих процедур.
Основным требованием для проведения закаливания детей является обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребёнка. Бактериальная и химическая чистота воздуха достигается проветриванием помещений. Сквозное проветривание, проводимое в отсутствие детей, даёт возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Продолжительность проветривания определяется в зависимости от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы и должно заканчиваться за 30 минут до возвращения детей в групповые.
Одностороннее проветривание используется для поддержания нормативной температуры воздуха в групповых. Она проводится в присутствии детей, в тёплое время года – непрерывно, в холодное – до снижения температуры воздуха до +19 С.
К СПЕЦИАЛЬНЫМ ЗАКАЛИВАЮЩИМ ПРОЦЕДУРАМ ОТНОСЯТСЯ – закаливание воздухом, водой, хождение босиком и др.
ЗАКАЛИВАНИЕ ВОЗДУХОМ
является наиболее «мягкой» закаливающей процедурой. Оздоравливающее действие воздухом необходимо использовать при организации дневного сна.
Состояние теплового комфорта во время сна обеспечивается правильным подбором одежды и температуры воздуха помещений. Обязательным условием такого сна является хранение постельных принадлежностей в тёплом помещении. Температуру воздуха снижают после укладывания детей, а за 20-30 минут до подъёма проветривание прекращают.
Одним из важных моментов закаливания детей является прогулки на свежем воздухе. Продолжительность прогулок регламентируется возрастом детей, временем года, погодными условиями. Дети до 3-х лет выходят на прогулку зимой в безветренную погоду при температуре наружного воздуха не ниже – 15 С, 4-7 летние при температуре не
ниже – 18 С – –22 С. При низких температурах время прогулки допускается сокращать. Наибольший оздоровительный эффект наблюдается при проведении физических упражнений (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры) на открытом воздухе. В ненастные дни занятия проводятся в физкультурном зале при открытых окнах.
Хорошим средством закаливания, укрепление свода стопы является хождение босиком. Утром и после дневного сна проводят контрастные воздушные ванны. Ребёнок в трусах и майке , в обуви или босой (не потный) перебегает из прохладной (+ 18 С ) комнаты в тёплую (+ 23 С) и обратно в течении 5 – 6 минут.
«Дорожка здоровья»
Порядок расположения ковриков:
1.резиновый с шипами;
2.циновка;
3.коврик с шипами;
4.ребристая доска;
5.резиновый коврик с полосками;
6.ящик с камушками; затем дорожка делится на две части:
1-я часть – мешковина, смоченная водой 40 С охлаждается до 35-36 С, за ней полотенце;
2-я часть – дорожка без мешковины, сразу же ковровая дорожка.
Закаливание на дорожке здоровья следует проводить после сна: с детьми 2-3 лет – по2-3 ребёнка в группе, старше 3-х лет – по 10-12 детей в группе
Для детей после болезни и ЧДБ рекомендуется хождение по дорожке в колготах и расстёгнутой рубашке без топтания по влажной мешковине в течении 2 недель. Занятия проводятся при температуре воздуха не ниже + 20 С.
Сон при открытом воздухе
Дневной сон при открытом воздухе или при открытых окнах проводится круглый год. В зимнее время. При невозможности организовать сон на воздухе, детей укладывают в проветренном помещении спальни. Детей укладывают при закрытых окнах, затем окна и фрамуги открывают. Во время сна необходимо обеспечить постоянный доступсвежего воздуха, иначе сон на свежем воздухе подменяется сном в холодном помещении. За 20-30 минут до подъёма детей окна закрывают.
Хождение босиком
В зимнее время детей надо приучать ходить босиком в помещении при температуре воздуха +18 С, + 20 С, сначала в носках (3-5 дней), затем без них. Время хождения 3-5 минут, затем его постепенно увеличивают (по1 минуте через3-4 дня), доводя до 15-20 минут в день. После хождения стопы ног следует обмыть водой (температура воды 37 С). Дети босиком могут ходить вначале по коврику возле кровати, затем во время утренней гимнастики и физкультурных занятий (в зале по полу, ковру).
Летом необходимо приучать ходить босиком по различным покрытиям (песок, гравий, трава). Можно организовать хождение с использованием элементов «дорожки здоровья», предусмотрев следующий порядок её элементов:
травяной покров, песок, влажный песок, гравий, галька, круглые брёвна мостиком, камни, травяной покров. Для гуппы ЧДБ детей – то же, но без влажного песка.
ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ
ВСЕГДА СОЧЕТАЕТСЯ С ЗАКАЛИВАНИЕМ ВОЗДУХОМ, ТАК КАК ВЫПОЛНЯЕТСЯ В ЗАКРЫТОМ ИЛИ ОТКРЫТОМ ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ, ЧТО УСИЛИВАЕТ ЗАКАЛИВАЮЩИЙ ЭФФЕКТ.
К местным закаливающим процедурам относятся умывание лица холодной водой , промывание носа, полоскание горла, питьё холодной воды, обливание ног, хождение по воде, игры с водой.
К общим закаливающим процедурам относятся обтирание, обливание всего тела, холодный и контрастный душ.
Полоскание горла холодной водой
Детей 2-3-х лет приучают полоскать рот, а с 4-5 лет горло 2 раза в день. Температура воды 36-37 С с последующим снижением каждые 3-4-5 дней на 1 С вплоть до 10 С . В последующем следует приучать детей пить холодную воду постоянно. Детям с изменёнными миндалинами следует проводить содо-солевые (на 1 стакан воды 1г. поваренной соли и 0,5г. питьевой соды) или настоями из лечебных трав (календула, ромашка) полоскания в течении 10 дней. Процедура проводится в туалетной комнате.
Местное влажное обтирание
Обтирание проводится в следующей последовательности:
вначале обтирают руку от кисти к плечу с последующим обтиранием сухим полотенцем, затем вторую руку, грудь, спину, живот, ноги. Постепенно площадь смоченной поверхности увеличивают, переходя к влажному обтиранию всего тела. После чего ребёнка вытирают полотенцем, не допуская интенсивного растирания, приводящего к повышению температуры тела. Проводить это мероприятие лучше под музыку, улучшающую эмоциональное настроение детей.
Контрастные обливания ног
Хорошее тонизирующее и закаливающее средство. Благодаря смене температурных режимов воды происходит своеобразная гимнастика кровеносных сосудов. Холодную воду следует лить на тёплые ноги (после дневного сна), летом можно сочетать с мытьём ног после прогулки. Для здоровых детей обливание ног начинают водой с температурой 24-25 С, затем 35- 36 С , и опять24-25 С. Каждые 3-4 дня температуру тёплой воды повышают на 1-2 С до 40 С, а холодной соответственно снижают до 8 С. Для ослабленных детей схема иная:
тёплая – холодная – тёплая. После процедуры ноги вытирают сухим полотенцем.
разгарнуць » / « згарнуць